Содержание страницы
Психология международного конфликта, системный кризис цивилизации.
Сергей Семёнов
Если эта статья, посвящённая Системному Кризису Цивилизации,– Ваше первое знакомство со мной, примите к сведению следующее: все мои публицистические опусы выражают особое мировоззрение, которое известно под названием АУТЕНТИЗМ. Известно-то оно известно, но по ряду политических причин известно лишь весьма узкому кругу лиц, хотя в основных положениях было сформулировано мной более 40 лет назад. На сей день это широкая идеологическая система, в фундаменте которой сочетаны метафизические понятия и особые нейропсихологические представления. Буде заинтересуетесь, смотрите публикации в VK, YouTube.
Введение
Наличие острого международного конфликта, который может вот-вот привести к мировой войне, вполне очевидно. Что делать, чтобы избежать оной, если это ещё возможно. Полагаю, без ясного осознания причины конфликта её не избежать. Своё мнение по данному вопросу я и предлагаю в этой статье. Как всегда, надеюсь, что её содержание дойдёт до тех влиятельных людей, от которых хотя бы в какой-то мере зависит ход событий. Оно не является простым, но для достаточно образованного человека должно быть понятным.
Несколько важных метапсихологических представлений
Для начала должен изложить несколько важных представлений, касающихся устройства человеческой психики. Это не психология, а метапсихология. Поскольку термин метапсихология используется в основном лишь применительно к психоанализу, должен предупредить, что мои представления не являются психоаналитическими. А сам термин вполне подходит для их обозначения, ибо он образован по аналогии с широко известным термином Аристотеля МЕТАФИЗИКА… Однако в отличие от него, здесь первая часть слова, – МЕТА (от греч. meta — вслед, за, после, через.), – означает не столько ЗА/ПОСЛЕ, сколько ЗА ПРЕДЕЛАМИ.
За пределами чего? – «научной психологии»[1]… В плане данной статьи такими запредельными являются в частности: представление о трёх уровнях психической организации; представление об особо весомом значении мировоззрения; представление о ключевом значении ответа на вопрос о смысле жизни. Я, знаете, согласен с Ф. М. Достоевским, что для «русских мальчиков» (термин Фёдора Михайловича) без ответов на мировоззренческие вопросы наладить жизнь никак нельзя. Более того, сам убеждён, вопросы такого рода нерусскому человеку тоже не обойти. Впрочем, это – лирика … А начнём с трёх уровней строения психики.
Три уровня строения человеческой психики
В метапсихологии аутентизма структура психики представляется состоящей как минимум из трёх довольно независимых друг от друга слоёв (пластов), различающихся природой детерминации (от лат. determino – определять).
ПРИМЕЧАНИЕ. – Должен заметить, что ни слова СЛОИ, ПЛАСТЫ, ни слово УРОВНИ не подходят вполне для обозначения предмета, применительно к которому я их использую. Однако никаких более подходящих терминов просто нет. Поэтому, если принять их в качестве дополняющих друг друга и всегда подразумевать значение дополнительного, ими можно пользоваться как синонимами.
Уровень биологической детерминации
Основной уровень образуют биологически детерминированные элементы психической организации. Они выражают устройство мозга и устройство всего человеческого тела. Это различные субъективные реалии, которые обнаруживают своё существование в опыте, но сами априорны (от лат. a priori – до опыта). Как таковые они подобны другим генетически детерминированным признакам индивида… Поскольку популярная статья не предполагает серьёзного погружения в данную тему, я более не буду занимать ею Ваше внимание, скажу лишь, что принадлежность людей к одному биологическому виду оборачивается на этом уровне психической организации способностью понимать друг друга.
Уровень, детерминированный индивидуальным опытом и культурной
Второй уровень образован всеми видами индивидуального опыта и опыта других людей. Перенимая последний человек только и становится человеком. Согласно моему пониманию фундаментальное отличие человека от всех других живых существ заключается именно в способности перенимать опыт и в своей жизнедеятельности опираться на него. Если называть опыт, передаваемый из поколения в поколение словом культура, то же можно сказать иначе: опора на культуру является сущностным отличием Homo sapiens от всех других тварей.
Все высшие психические функции человека, да и сам он как личность являются плодом детерминации соответствующих генетических задатков воспринятой культурой. Вот формула, которую я повторяю как заклинание на протяжении многих лет: человек не рождается человеком, а становится им, очеловечивается путём освоения культуры. Поэтому, какова воспринятая культура, таков и человек. К сожалению, современная культура по причине её сильнейшей коммерческой деформации уже во многом болезнетворна, так что и современный человек по многим качествам – либо инвалид, либо урод. Впрочем, это опять лирика, поэтому, – без остановок, – к третьему уровню.
Уровень духовной детерминации
Чтобы природа третьего пласта психической организации была понятна, должен представить одну из своих метафизических категорий, а именно: понятие о многоуровневом строении мироздания и о том, что всё оно зиждется на уровне всеобщего тождества, где нет ни пространства ни времени. Посредством означенного уровня, если так выразиться, все реалии связаны друг с другом непосредственно. Это можно представить ещё так: МИР – ЦЕЛОЕ, ЕДИНСТВО КОТОРОГО ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ТРАНСЦЕНДЕНТНО (от лат. transcendentis — выходящий за пределы). Так вот этот-то уровень всеобщего единства в структуре психической организации индивида и есть третий уровень её строения. Сам по себе сей пласт –данность такая же априорная, как и биологическая, но даже его наличие становится для человека фактом лишь по мере обретения соответствующего опыта. Исторически этот опыт отлит в формулы ДУХОВНОГО ПЛАНА и ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ. Как таковой он является обязательной составной частью культуры. Будучи открытым посредством уровня всеобщей взаимосвязи на мир в целом, человек чувствует и осознаёт себя существом духовным.
Теперь, имея в виду изложенное выше, можно обсудить особое значение для человека мировоззрения в качестве фактора, определяющего поведение.
Особое значение мировоззрения
Самому человеку его поведение представляется вполне сознательным. Иными словами, ему кажется будто бы все свои действия он совершает по собственной воле – с позиции «Я». Однако, что есть это самое «Я»? – В метапсихологии аутентизма «Я» представляется динамической субсистемой психики, являющейся целым опыта, на который сознательный индивид опирается в данный момент. Её основные слагаемые – самоощущение и актуальные знания. При этом одним из постоянных слагаемых «Я» является мировоззрение. Оно же, как таковое, есть идеологическая субсистема «Я». Изложенное представление о месте мировоззрения в структуре психической организации делает понятным тот факт, что поведение человека очень сильно зависит от характера его мировоззрения. А он, как известно, может быть весьма разным.
И есть два основных типа мировоззрений, которые различаются между собой ответами на вопросы о смысле жизни, о её цели, о вероятии бессмертия. В плане данной статьи нет нужды дискутировать истинность того или иного ответа – важен сам факт предопределённости и самих этих вопросов и наличия двух противоположных ответов на каждый из них. И важно, очень важно понимать, что сосуществование людей, приверженных диаметрально противоположным ответам, может быть весьма конфликтным, если приверженность к тому или иному из них становится аргументом в борьбе за блага или за жизнь. А сейчас, – в обстоятельствах Системного Кризиса Цивилизации (далее – СКЦ), – дело обстоит именно так. Поэтому, обращаясь к психологии актуального для него международного конфликта, первое, на что наталкиваешься, есть как раз мировоззренческое противоречие между его сторонами. Чтобы верно сориентироваться в нём, нет нужды рассматривать их обе: достаточно внимательно вглядеться в наиболее заносчивую. Однако сначала надо определить природу самого СКЦ.
Природа (СКЦ)
Поскольку этой проблеме посвящено множество моих публикаций в VK, YouTube, здесь я позволю себе быть предельно лаконичным. Так вот, согласно моему пониманию, по своей сущностной природе СКЦ аналогичен метаморфозу, который переживают живые существа, переходя от периода роста/взросления (развития) к периоду размножения. Для данной статьи важно заметить, что этот переход предполагает смену одного из двух основных инстинктов на другой. Дело выглядит следующим образом: на протяжении всего периода роста/развития поведение индивида фундаментально определено инстинктом жизнеобеспечения.
При этом его (периода) основными чертами являются алчное потребление, эгоизм, избегание опасностей, подчинение всего и вся своим интересам. По завершении метаморфоза, то есть полового созревания, поведение радикально меняется. – На смену алчному потреблению приходит озабоченность жизнеобеспечением ребёнка; на смену эгоизму является альтруизм в пользу наследников; стремление избегать опасностей сменяется способностью к самопожертвованию ради продления рода; человек оказывается способным подчинять свои интересы интересам семьи, своего рода, своей нации и даже человечества. Такое преображение свидетельствует о том, что по достижении зрелости доминирующим оказывается инстинкт продления рода.
Так вот, повторяю, согласно моему пониманию, СКЦ это кризис перехода человечества от периода роста/развития к периоду плодоношения. Чтобы обнаружить его соответствие пубертатному кризису индивида, достаточно провести аналогию между инстинктами и фундаментальными принципами, на которых зиждется всё общественное строение. И вот она, эта аналогия. – Доднесь принципом, на котором зиждется планетарная цивилизация является принцип обогащения/накопления/наживы.
В соответствии с ним все хозяйствующие субъекты, – от отдельных человеков до народов, – конкурируя друг с другом, действуют вполне аналогично индивиду в периоде его роста/развития. При этом довольно очевидно, что дальнейшее существование человечества в виде потребительского общества практически невозможно, ибо конкуренция уже давно превратилась по причине её естественного обострения в битву не на жизнь, а насмерть. Сейчас эта битва может с большой вероятностью завершиться последней войной человечества. Спрашивается, какова альтернатива? – Продолжая аналогию, не составляет труда обнаружить, что аналогом инстинкта продления рода может быть только принцип бескорыстного сотрудничества всех и вся на благо всех и каждого, то есть всего человеческого рода.
Итак, согласно моему понимаю, сущностная природа СКЦ аналогична метаморфозу, который у человека имеет вид пубертатного (от лат. pubertas — возмужание) кризиса. Однако аналогия – это всего лишь подобие, так что в реальности СКЦ может иметь куда больше издержек, нежели половое созревание индивида. Дабы достаточно ясно осознать данный риск, надо взять в толк, что интеграция человечества осуществляется не на основе генетически детерминированных механизмов саморегуляции, а на основе именно что их культурных аналогов, каковыми являются различные законы, ритуалы и т.п.… При этом переход к новому общественному устройству не может произойти сам собой: для осуществления такового необходимо, во-первых, осознание землянами невозможности сохранения существующего порядка; во-вторых, наличие в общественном сознании представления о том, каким будет новый; а ещё – обнаружение в среде самого человечества, условно говоря, – партии, способной взять на себя руководство процессом перестройки.
Поскольку в малой статье детализировать те или иные культурно-детерминированные механизмы социальной саморегуляции никак невозможно, полагаю допустимым ограничиться рассмотрением нескольких наиболее опасных последствий, которыми чревата дальнейшая опора на принцип наживы. Осознание этих угроз, оно-то и должно было бы вразумить землян. О них я толкую на протяжении многих лет. Однако, к сожалению, пока что мои старания ни к чему не привели. Боюсь, некоторым из даже вполне очевидных угроз суждено-таки сбыться.
Почему нынешняя цивилизация существовать далее не может
Вот вынес в подзаголовок слова НЕ МОЖЕТ, и здесь же должен заметить, – речь идёт не о предопределённой гибели, а лишь о риске таковой, который может реализоваться, если человечество не одумается.
Угроза истребительной войны
Войны всегда были, ибо они на уровне международных отношений выражают вполне естественную способность живого существа к агрессии. Да, есть не менее естественные механизмы сдерживания внутривидовой агрессии. Но при определённых обстоятельствах их силы недостаточно. Отношения между народами и в этом подобны отношениям между индивидами: если противоборство становится острым настолько, что законы, регламентирующие международные отношения отвергаются сторонами, начинается война. Да, надо иметь в виду, что любые законы, – и моральные, и юридические, – аналог инстинктов. Так вот, до последнего времени законы, принятые после завершения 2-й мировой войны, худо-бедно работали.
Сейчас они фактически уже не работают… Развязывание новой войны пока-что сдерживается простым страхом из-за наличия в арсенале противоборствующих сторон оружия, применение которого угрожает существованию самой жизни на планете. К сожалению, днесь заинтересованность в уничтожении противника уже столь велика, что даже этот риск может оказаться недостаточно весомым. Всё дело в том, что реализация принципа обогащения, на котором зиждется нынешняя цивилизация, далее не может осуществляться путём конкуренции – по причине её предельного обострения. При этом единственным способом добиться своего является отстранение конкурента от «кормушки» и отнятие имеющихся у него благ. В то же время степень приверженности культу потребления и услады достигла такой степени, когда жизнь и наслаждение стали почти синонимами, и угроза смерти уже не может сдерживать агрессию.
Потребительское общество потенциально преступно
Вот ещё несколько соображений во объяснение природы данного конфликта. – Потребительское общество не нуждается в гармоничной личности, а нуждается в алчном потребителе, для которого весь смысл его существования сводится к услаждению себя путём всеполного удовлетворению всевозможных потребностей. Именно таковыми и являются наши современники в большинстве своём, ибо нынешняя культура в части, формирующей личность человека, всем своим строем нацелена на решение данной задачи. Повторяю, для человека-потребителя возможность тешить себя равновесна жизни. Примером может служить наркомания – естественный плод порочной культуры. Для наркомана угроза жизни не является основанием для отказа от наркотика. Ради получения привычного яда наркоман готов на любые преступления, включая смертельно опасные не только для окружающих, но и для него самого. Точно так же народ, стремящийся обеспечивать себе усладительный образ жизни, пусть даже гибельный, такой народ готов на любые преступления.
Казалось бы, одним из основных сдерживающих факторов могли быть законы морали, нравственности. Однако в действительности это не так. Дело в том, что и мораль, и нравственность жёстко определены мировоззрением, слагаемыми которого они являются. А по мере усугубления потребительской природы цивилизации господствующим оказался один из двух альтернативных друг другу типов мировоззрения: тот, который зиждется на отрицании смысла и цели индивидуального существования, и на отрицании какого бы то ни было бессмертия… Нынешний либерализм именно таков. Спрашивается, почему? – Потому что позитивные ответы на них возможны лишь при признании наличия какой-нибудь физической связи между индивидами, внутреннего единства человечества. Вот это-то признание и недопустимо, ибо оно налагает запрет на любые действия, причиняющие ущерб другому человеку…
А тотальный запрет на такого рода действия, безусловно, противоречит принципу обогащения, на котором зиждется всё здание современной цивилизации. Нет, юридические законы, разумеется, запрещают совершать те или иные действия, опасные для других людей. Однако ханжеская сущность этого законодательства совершенно очевидна в известной формуле: МОЖНО ДЕЛАТЬ ВСЁ ТО, ЧТО НЕ ЗАПРЕЩЕНО… В погоне за наживой сформировалась колоссальных размеров область предпринимательства, вредоносный характер которого не очевиден, ибо не содержит ничего запрещённого законом. Да, защитить здоровье и благополучие человека от алчности соплеменников могла бы их нравственность и моральные законы. Однако на деле и мораль и нравственность давно повержены, ибо, человек – культурное существо, и как таковой руководствуется не инстинктами, а их культурными аналогами. Они же, как указано выше, жёстко детерминированы типом мировоззрения. Если согласно оному никакой физической связи между людьми нет, основным принципом в части морали и нравственности является индивидуализм с его сакраментальной формулой: КАКОЕ МНЕ ДЕЛО ДО ВАС – ДО ВСЕХ, А ВАМ ДО МЕНЯ…
Оправдание войны
Как оно должно быть ясно из вышеизложенного причиной войны практически всегда является притязание на блага, либо принадлежащие другому лицу, либо недоступные в желаемой мере из-за препятствий, чинимых соперником. Насилие с целью захвата благ в мирное время осуждается и запрещено соответствующими законами, поэтому развязывание войны предполагает поиск каких-нибудь оправданий и благовидного предлога. Такие оправдания по своей сути могут находиться только за рамками законов, перед которыми все люди равны, ибо эти законы определяют сферу общезначимых интересов. Чтобы воспользоваться аргументами подобного рода, надо либо самому выйти за её границы, заявив о превосходстве своих интересов над общезначимыми, либо заявить о том, что противник находится за её границами. Сфера общечеловеческих интересов и ценностей относится к уровню психической организации, детерминированному культурой, так что оправдания войны приходится искать на двух других уровнях. Соответствующие находки были сделаны давным-давно.
На уровне биологической детерминации находятся расовые различия; на уровне духовной детерминации – религиозные. На основе факта наличия несущественных различий между людьми возник расизм. Его современная форма – нацизм, точнее – неонацизм. Днесь эта крайне агрессивная идеология опять набирает силу – по вполне очевидным причинам. Среди таковых одной из главных является крайняя простота основного положения – утверждение о биологическом (генетическом) превосходстве одной расы (моноэтнической нации) над другой и праве господства над ней первой. Надо ли доказывать, что данное утверждение в корне антинаучно… Полагаю, НЕТ, ибо всякий достаточно образованный человек может самостоятельно найти факты, убедительно свидетельствующие о единстве человеческого рода… – Все люди – братья и потому созидать своё Будущее должны общими усилиями.
Теперь пару слов о религиозных различиях как оправдании войн. История человечества знает немало войн, называемых религиозными. Однако правда в другом: такие войны всегда имели общую для всех войн природу, каковой является, повторяю, – борьба за блага. Недаром МАМОНА (от греч. mamоnas — богатство), – имя божества богатства, наживы, – стало символом стяжательства и жадности. – Господь не нуждается в кровопролитии человеков. Люди всегда убивали друг друга только ради корысти, зачастую лишь прикрывая свои злодеяния именем Бога. Множество же различных культов обнаруживает не многообразие богов, а разнообразие языков (т.е. народов).
Суммируя вышеизложенное в этой части статьи, должен констатировать, что, на мой взгляд, война с использованием всё истребляющего оружия весьма вероятна, и человечество стоит на краю пропасти.
Апоптоз – Антропоптоз – Социоптоз
Термины, вынесенные в название этой рубрики, могут быть совершенно незнакомы Вам, ибо термин апоптоз является сугубо медико-биологическим, термин антропоптоз – неологизм из моего лексикона, а термин социоптоз, хотя и был введён в словооборот давно и не мной, мало кому известен… я же использую его в особом значении… Все три термина вместе фигурируют в низвании моей специальной публикации «Апоптоз – Антропоптоз – Социоптоз (Основные феномены самоуничтожения устаревшей биосоциальной формации)» – см. video и текст (VK, YouTube). С учётом существования этого довольно детального материала, к которому я и отсылаю заинтересованного читателя, ниже изложено в общих чертах лишь ориентировочное представление о сущности поименованных феноменов. При этом я фактически цитирую самого себя.
Вот для начала: «Проводя аналогию между СКЦ и известными биологии кризисами, следует ожидать, что магистралью избавления человечества от устаревших элементов окажется процесс их самоликвидации. Я представлю его на трёх уровнях: клеток, человеческих индивидов и наций. На клеточном уровне это так называемый апоптоз (от греч. απο – в сложных словах означает окончание действия; πτωσις – гибель, умирание). На уровне человеков – антропоптоз (от греч. άνθρωπος – человек, и πτωσις); на уровне народов – социоптоз (от лат. societas – общность, и греч. πτωσις)»
Апоптоз
Апоптозом называют генетически запрограммированную гибель клеток, их самоубийство, которое является актом, обеспечивающим многоклеточному организму наличие диахронной (во времени) структуры. Как таковой, апоптоз – один из важнейших физиологических процессов. Однако при определённом стечении обстоятельств он может приводить к последствиям, гибельным для организма. Так вот, согласно моим многолетним наблюдениям, СКЦ ставит фактически каждого человека в положение, при котором высока вероятность превращения апоптоза в механизм погибели. Чтобы это моё утверждение было понятным, надо принять к сведению, что процесс самоликвидации клетки может запускаться как внутренними для неё факторами, так и внешними. При этом основными внешними являются те или иные вещества (апоптогены) и нервная стимуляция, осуществляемая посредством нейромедиаторов.
Идём далее, – одним из магистральных направлений развития системного кризиса цивилизации является феномен, который я лет 40 назад назвал ТОВАРНОЙ ДЕНАТУРАЦИЕЙ ПРОДУКТОВ. Суть этой чрезвычайно опасной реалии заключается в том, что, конкурируя друг с другом, товаропроизводители уже давно исчерпали возможность выделять свой товар из ряда анологичных путём изменения тех или иных несущественных качеств исходного продукта. Выход был найден в придании исходному продукту в процессе его переработки привлекательных качеств путём введения в состав изделия различных добавок. На сей день их уже великое множество. Да, все они разрешены к применению, но исследование их влияния на организм никоим образом не является исчерпывающим. А насчёт их комплексного влияния можно только гадать. Так вот, есть основания считать, что многие современные болезни обусловлены всё ширящимся употреблением в пищу испорченных добавками высокотехнологических продуктов. При этом одним из наиболее вероятных механизмов их вредного влияния на организм надо считать где-то провокацию неуместного, и потому болезнетворного апоптоза; где-то торможение физиологически необходимого…
Ещё одной магистралью развития СКЦ является феномен ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ, который я в меру своего понимания давно подозреваю в том, что он, подобно товарной денатурации продуктов, тоже причастен к распространению болезней, развивающихся скорее всего из-за расстройства естественного осуществления апоптоза. А таких болезней довольно много. Сам же это феномен сводится к тому, что в угоду рынку современная культура производит, – на это было указано выше, – не гармонично развитую личность, а потребителя, который должен приобретать множество разнообразных товаров, всё большая часть которых является вредной – по причине того, что относительно безвредными рынок давно насыщен. Нервно психическая организация такого человека содержит фундаментальное противоречие между её биологическим уровнем и уровнем, детерминированным культурой. Согласно моему пониманию данное противоречие обязательно сказывается на регуляторной функции нервной системы и не может не сказываться на регуляции апоптоза.
Не буду далее задерживать Ваше внимание на этом механизме самоликвидации человеков и человечества, ибо, полагаю, представленных соображений достаточно, чтобы осознать связанный с ним риск.
Антропоптоз
Антропоптоз это неологизм, давно введённый мной для обозначения явления по сути своей аналогичного апоптозу и заключающегося в самоликвидации человеческих индивидов. – Подобно тому как клетка прекращает своё существование, когда нужды в ней у многоклеточного организма более нет, человеческий индивид покидает сей бренный мир, если по тем или иным причинам не может далее реализовать себя на благо человеческого рода. В указанной выше статье я рассматриваю несколько разных вариантов осуществления антропоптоза, а здесь предлагаю лишь общее представление о том какова его психологическая основа. Так вот, согласно моему пониманию, само существование данного феномена выражает тот факт, что живое существо – система целеустремлённая, вся организация которой на протяжении всей жизни, и особенно по достижении зрелости, подчинена делу продления рода, когда доминирует соответствующий инстинкт. У человека он находится под спудом своего культурного аналога, каковым является требование осуществлять социальное служение.
Данное требование и инстинкт продления рода совокупно понуждают человека действовать на общественное благо, хотя сам он может не осознавать это понуждение. И опыт показывает, что таковое по силе превосходит инстинкт самосохранения. Именно поэтому всякий нормальный человек может жертвовать собой ради ребёнка, семьи, своего народа, своего государства и т.п.. Так вот, если самореализация индивида в качестве социального существа оказывается практически невозможной по причине наличия то ли неодолимых препятствий, то ли запрета со стороны общества, срабатывают те или иные механизмы самоликвидации. Они же срабатывают и в случае прямого или содержащегося в культуре предписания исчезнуть. Рассмотрим пару таких механизмов.
Один из них – самоубийство. Ярким примером детерминированного культурой, ритуального самоубийства является харакири. Полагаю, не менее понятным является и самоубийство в состоянии депрессии, вызванной социальным запретом на реализацию в качестве родового существа.
Принципиально иным является механизм погибели индивида, выражающий расстройство саморегуляции организма из-за наличия противоречия между биологическим уровнем, предполагающем осуществление родовой функции, и уровнем, культурно-социальной детерминации, содержащим запрет. Этот механизм был выше представлен в рубрике, посвящённой апоптозу. Но расстройство саморегуляции может, разумеется, касаться не только апоптоза, но любых других жизненно важных физиологических функций, равно как и биологически детерминированных психологических функций, например, – эмоций…
В общем, антропоптоз, феномен не менее опасный, нежели патологический апоптоз. А в обществе, отрицающем наличие какой-либо физической связи между людьми, культурно детерминированный запрет на полноценную самореализацию в качестве родового существа касается многих и многих. Так что и суицид, и такие программы самоликвидации как алкоголизм, наркомания, и множество различных психических заболеваний, и ещё большее множество так называемых психосоматических заболеваний, – всё это днесь проблемы, фундаментально выражающие СКЦ.
Социоптоз
В контексте проблематики СКЦ я использую термин социоптоз главным образом для обозначения феномена самоликвидации существующего строения человечества путём взаимного истребления народов. Если рассматривать его шире, под рубрику социоптоза попадают и довольно различные явления взаимного истребления социальных групп, и феномены массового самоуничтожения приверженцев той или иной идеологии, тех или иных верований. Объединяет все виды социоптоза АГРЕССИЯ, направленная либо одним сообществом на другое, либо на самого себя – в варианте аутоагрессии. Замысел данной статьи не предполагает обсуждения разных видов социоптоза. Что же касается взаимного истребления народов, то наиболее очевидным механизмом такового представляется война.
А в более общем случае это геноцид, для осуществления которого война необязательна. Поскольку выше войне посвящена отдельная рубрика, здесь я обращаю Ваше внимание вдругорядь лишь на то, что война — это лишь частный способ наживы, когда другие способы, ограниченные какими-никакими законами, не позволяют достичь желаемого. Принципиально от войны не отличаются любые другие виды массового уничтожения людей, осуществляемого с той же целью. Таковы, например, сознательное спаивание населения той или иной страны или территории; распространение наркотиков, опасных инфекций, представлений, нарушающих естественное воспроизводство населения; информационное понуждение к социально деструктивным массовым акциям… Сей ряд можно значительно продолжить. Однако нет никакой нужды делать это, ибо из всего изложенного в данной статье должно быть совершенно ясно, что в обстоятельствах СКЦ именно такие способы борьбы за блага становятся, да и уже стали основными.
АУТЕНТИЗМ – ИДЕОЛОГИЯ ПРИМИРЕНИЯ И ЕДИНСТВА
В качестве «happy end» предлагаю три тезиса о том, почему я считаю аутентизм идеологией преодоления СКЦ, идеологией грядущей формации. Да, такое заключение может быть правильно понято лишь человеком, для которого данная статья является лишь продолжением ряда моих опусов, посвящённых Системному Кризису Цивилизации. И всё же…
- Все ныне распространённые идеологии либо предназначены для сохранения отжившего общественного устройства, либо, как коммунизм, оказались практически несостоятельными. Как таковые все они неизбежно канут в Лету. При этом за последнее столетие не было создано ни одной идеологии столь же фундаментальной, как аутентизм. – Так что фактически аутентизм безальтернативен.
- Принцип аутентичности, положенный в основу этой идеологической системы, крайне прост, понятен и отвечает чаяниям всех здравомыслящих людей, ибо предполагает соответствие всего и вся своей истинной природе. При этом естественное человеческое разнообразие, – и биологическое и культурное, – оказывается не препоной для интеграции человечества, а принципом соединения.
- Метатеория духовного учения аутентизма предполагает возможность гармоничного сочетания различных вероучений. Поэтому, при отказе человечества от принципа обогащения и борьбы за блага, существующие межконфессиональные противоречия будут наряду с прочими той же природы сняты.
[1] Словосочетание научная психология взято в кавычки, ибо в действительности современная психология не является наукой, а является совокупностью множества авторских концепций (прим. автор.)
Сергей Семёнов